Роспотребнадзор: интернет-магазин не обеспечил сохранность ваших персональных данных – идите в суд |
Информация Роспотребнадзора «Защита прав потребителей дистанционной торговли» Продолжаются случаи утечки персональной информации о пользователях интернет-магазинов. В связи с этим Роспотребнадзор дал информацию о правах потребителей при дистанционных продажах и о том, как в этом случае законодательство защищает эти права. Отношения между продавцом и покупателем в случае дистанционной торговли посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи и др. (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других средств) регулируются Гражданским кодексом РФ (п. 2 ст. 497), Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612. При заключении договора о реализации товаров дистанционным способом продавец, как правило, запрашивает у потребителя следующую информацию: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес, номере основного документа, удостоверяющего личность покупателя и другую информацию, которая относится к персональным данным. В этой связи, подчеркивает Роспотребнадзор, продавец, осуществляющий обработку персональных данных своих покупателей, обязан принять необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий. Причем эти требования есть как в Федеральном законе от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», так и в Правилах продажи товаров дистанционным способом. В случае невыполнения этого требования продавец несет гражданско-правовую ответственность перед потребителем. И потребитель может смело обращаться в суд. При этом под потребителем понимается не только гражданин, покупающий товар, но и тот, кто только намеревается приобрести или заказать товар или уже использует товар для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Поэтому предъявить требования, связанные с возмещением имущественного или морального вреда, причиненного вследствие нарушения требований по обработке персональных данных, может любой покупатель, чьи персональные данные находятся в свободном доступе, как заключившего договор, так и оставившего соответствующую заявку продавцу, обращает внимание Роспотребнадзор. Только в одном случае продавец может быть освобожден от ответственности за неисполнение обязательств по сохранности персональной информации – если докажет, что утечка произошла вследствие «непреодолимой силы», например, урагана или землетрясения. При обращении потребителя в суд с требованием о возмещении вреда, причиненного личности и имуществу, ссылаться следует на статьи 13 и 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» и главу 59 Гражданского кодекса РФ, советуют Роспотребнадзор. |